Полезные советы - Жильё моё неповторимое |
Современный частный интерьер как "зеркало души" его обитателя.
О чем думает человек, покупая себе современное высококачественное жилье? О том, что в этих стенах он непременно начнет новую жизнь. Что построит, наконец, Дом Своей Мечты. Пусть мечта эта туманна и существует скорее в виде смутных образов, пожеланий, которые человек порою и сформулировать не может: материализовать ее - задача архитектора, дизайнера интерьеров. Именно он должен угадать, чего хочет будущий обитатель квартиры, и предложить ему достойное воплощение его желаний в реальных пространствах и предметах интерьера. Для самого же архитектора каждое новое жилище - что полотно для
живописца. Только масштабы и творческие методы здесь куда шире. Но
как в любом художественном творчестве, в современном искусстве
интерьера существуют стили, направления, авторский почерк, мода. А
значит, и вечное ожидание некоего эстетического чуда, открытия - тем
более усилившееся сейчас, на рубеже тысячелетий. За какой-то десяток лет диковинная для нашей страны творческая специальность - архитектура частного интерьера - совершила головокружительный рывок с почти нулевого уровня на мировой. Запад в этом вопросе мы догнали и обещаем перегнать, ибо творческий потенциал наших архитекторов могуч, а спрос на их услуги не победили никакие кризисы последнего времени. Могла ли идти речь о каком-либо "дизайне" в типовых советских квартирах (принадлежавших, к тому же, не жильцам, а государству!), в те времена, когда верхом мечтаний рядового гражданина были чешский кафель и румынская мебель? С некоторой натяжкой под определение "частный интерьер" подходило разве что помпезное убранство номенклатурных дач (по-своему любопытные образчики архитектуры!), но оно, по правде говоря, было скорее отображением идеологии правящей элиты, нежели внутреннего мира обитателей. Сменились времена. Появилась категория людей, зарабатывающих немалые деньги. Они ездили по заграницам, видели, как живут там. Хотелось жить не хуже. Поскольку по-настоящему элитного жилья в те годы в Москве не строилось, нарасхват шли квартиры "улучшенных потребительских качеств", и особенно - в серийных 22-этажках КОПЭ: здесь были позволительны некоторые "вольности" в перепланировке. Так начиналась эра пресловутого "евроремонта". Приставка "евро" обязывала, но не ко многому. В основном - к использованию невиданных доселе в нашем Отечестве отделочных материалов. Рисунчатые обои уступили место стекловолоконным, предназначенным под покраску, паркет - ламинату, побелка - навесному гипсокартонному потолку со вставленными в него галогеновыми лампочками. В ванной керамическая плитка вместо кафеля и непременная джакузи - героиня анекдотов, символ красивой "ихней" жизни. В целом жилище человека стало походить на хороший офис или, что точнее, на свой прямой прототип: номер пристойной европейской гостиницы, в котором заказчик "евроремонта" проживал во время зарубежных поездок. Но - без иронии. Эпоха повальных "евроремонтов" утвердила на постсоветском пространстве незнакомый нам прежде западный подход к организации жилища. Оказалось, и нам близка идея функционального зонирования квартиры, ее деления на "гостевую" территорию и приватную, где расположены спальни, детские, хозяйский санузел (второй, "гостевой", перестал считаться причудой и роскошью). Выяснилось, что не обязательно всем трем десяткам гостей тусоваться на тесной кухне - для разговоров "о высоком" вполне подходит и гостиная, тем более что ее, по западным традициям, стали объединять с кухней в единое помещение, заменяя стену барной стойкой или раздвижной перегородкой. В квартирный быт стали возвращаться дореволюционные понятия:
столовая, библиотека, гардеробная, каминный зал... А с ними,
вероятно, от тоски по той забытой роскоши и нежелания жить в
офисоподобном "евро", - интерьеры, в которых заказчики и архитекторы
пытались воплотить мотивы классицизма и ретро. У людей, выросших в типовом "совковом" жилье, безусловно, велик соблазн пожить во дворце. Но опыта (возможностей, вкуса, умения работать с "тонкими материями" классики) порою не хватало, и тогда "на выходе" получалась опять же классическая купеческая "лепота": коринфские колонны в помещении 2,8 метра высотой, мебель современного дизайна среди завитушек барокко... В те годы работа дизайнеров интерьера чаще всего сводилась к "ремонтно-отделочной" стороне вопроса: подбор соответствующей отделке мебели в "пакет услуг", как правило, не входил. Должно было пройти время и появиться определенный опыт, чтобы утвердилось нынешнее понятие об искусстве интерьера: полная и детальная проработка "имиджа" жилища - от расположения стен до мельчайших аксессуаров: завязочек на шторах, статуэток на полочке... Кстати, редкий случай, когда, вопреки законам рыночной экономики,
предложение определяет спрос: заказчики и создатели жилых интерьеров
во многом ориентировались на то, что предлагала тогда торговля.
Именно в это время в Россию стали "приезжать" мебель, сантехника,
отделочные материалы известных западных производителей - и грех было
не использовать все эти новые возможности. Наши люди оказались на редкость "обучаемыми". За какие-то пару лет произошел перелом сознания: заказчики стали лучше разбираться в архитектурных стилях, а архитекторы научились их пожелания со вкусом воплощать. Большую роль в "эстетическом воспитании" сыграли появившиеся отечественные журналы по дизайну (в первую очередь - SALON Interior). В них все чаще стали публиковаться дизайн-проекты, достойные классических прообразов. И даже пресловутый "дворцовый стиль", как оказалось, вполне применим для жилища современного преуспевающего человека - было бы умение. Но мода (в том числе и архитектурная) - всегда маятник: как на смену мини-юбкам приходит макси, так "дворцовый стиль" неизбежно должен был смениться чем-то ну совсем противоположным! Анекдот "со спецификой": архитектор предложил заказчику оформить квартиру в стиле хай-тек. Тот сделал умное лицо, подумал и, наконец, радостно махнул рукой: "А-а, нехай будет тек!" Бедняга! Он, разумеется, не знал, на что идет! Но ведь были же (да и до сих пор встречаются) те, кто выбирает для своего жилища этот стиль вполне осознанно. Безусловно, это люди молодые и экстравагантные - им греет душу эстетика индустриального пейзажа, они готовы наполнить свое жилище холодным блеском стекла, полированного и проклепанного металла, "грубой правдой" слегка обработанного дерева, всякими чудными предметами, вроде турбины от истребителя или уличного телефона-автомата. И все это по-своему красиво, если, конечно, подобрано со вкусом. Хотя, что и говорить, "на любителя". И снова взмах "маятника моды": после "железного" монохромного хай-тека на какое-то время становятся популярными интерьеры в насыщенных, жизнерадостных тонах. По воле архитекторов (благо, технические параметры современного жилья это позволяют) стены таких квартир плавно вьются, сходятся непрямыми углами, мерцают сквозными стеклоблоками и открывают пространства, наполненные яркими цветовыми пятнами.
И никого уже не смущают огненно-красные подушки на ультрамариновом диване в соседстве с канареечными стенами и зелененькими вазочками на каком-нибудь "эдаком" по форме журнальном столике! Разумеется; такое буйство цвета не могло не породить "архитектурный антипод". В самом конце XX века в дизайне частных интерьеров России стал популярен минимализм. Взгляду наблюдателя в таком интерьере просторно и легко. Здесь ничего "лишнего": ни пестроты в отделке, ни шокирующих деталей. "Чистое искусство" света и продуманной геометрии помещения. Да и мебели-то почти нет. Вот именно - почти. Потому что любой предмет интерьера, внесенный архитектором в этот лаконичный образ жилища, самоценен и достоин особого внимания. Минимализм - поэзия Глубокоуважаемой Вещи, смыслового акцента пространства. И скромный с виду стульчик на фоне нейтрально окрашенной стены, причудливой формы ваза на зеркальной подставке - не просто яркое цветовое или графическое пятно, но непременно эксклюзивная, дорогая, со вкусом подобранная деталь жилища. Одна беда - для того чтобы вещь могла "самовыражаться", ей нужно много свободного пространства, не занятого ничем, а такое человек в квартире, приобретенной "для жизни", не всегда может себе позволить. Между этими архитектурными направлениями вряд ли можно провести четкие временные границы - все они и сегодня прекрасно сосуществуют, находя своих приверженцев среди многочисленных заказчиков дизайн-проектов квартир. А в столице продолжает строиться огромное количество престижных домов. Их внешнее, "экстерьерное" разнообразие обязательно потребует и достойного архитектурного продолжения изнутри. Впрочем, стили стилями, но в рамках любого из них творческий союз
заказчика и архитектора способен принести такие плоды, что от
"путешествия" по страницам дизайнерских журналов у читателей потом
дух захватывает! Трудно не оценить "красоту игры": современный
частный дизайн - разновидность искусства, и любое талантливое его
"произведение" имеет художественную ценность. (Хотя, если честно, не
всегда понимаешь: как они в этом "произведении" умудряются жить?) По-настоящему век таких архитекторов-художников только-только наступил. Грядет эпоха уже не просто архитектурных направлений, но отдельных заметных имен - тех, чьи интерьеры столь же узнаваемы, как "авторский почерк" в полотнах художников. Со всем накопленным богатством идей и способов их воплощения мы прибыли к рубежу тысячелетий. Что дальше? Каким будет интерьер нового века? Бедная фантазия дилетанта рисует лишь картины, напоминающие декорации к фантастическим фильмам про космическое будущее. Наверное, лучше спросить специалистов. - Все, что наработано российскими архитекторами и дизайнерами в последнее десятилетие, никуда не денется, - считает архитектор Тамара Лобжанидзе. - Всегда будут люди, которым близка стилистика хай-тека. Может, он станет мягче, спокойнее, но в том или ином виде будет проявлять себя. Тем более минимализм. При современном ритме жизни людьми все равно будет цениться что-то такое, "разгружающее мозги". А уж классика - так та вообще бессмертна, пожалуй, тут добавить нечего. Соглашаясь с коллегой, ведущий архитектор строительной компании "Ре-нова" Виталий Болдинов все же решился сделать и некоторые предположения: - Думаю, господствовавший в последнее время минимализм неизбежно даст "откат" в виде чего-то совершенно нового, вероятней всего, довольно "беспредельного". Смена тысячелетий, как ни крути, - серьезная психологическая граница для человечества: на рубеже эпох "табу" отменяются, позволительны любые эксперименты. Как "это" будет именоваться, не знаю. Лично мне наиболее подходящим кажется, по аналогии с неоклассицизмом, термин "необарокко". То есть стиль, допускающий какие угодно "навороты", лишь бы они производили должное впечатление. Это не эклектика, которая тоже заимствует элементы разных архитектурных стилей - но аккуратненько, чтобы никого не шокировать. Здесь будет как раз наоборот: ярко и "прямо в лоб". Может, мы и впрямь вспомним тогда фантастические фильмы, но не "про космос", а скорее про "альтернативную историю", где на всей Земле победил какой-нибудь тоталитарный режим. Представьте себе интерьеры в эстетике третьего рейха, но на современном высокотехнологичном уровне. Супертехника, суперматериалы в отделке - и рядом, скажем, тяжелое кресло в виде распростертых имперских орлов! Впечатляет? Ну и так далее, в глубь XXI столетия. Впрочем, кто на самом деле знает, что там, в его туманной дали? Ольга Ильина, Новый век, февраль 2000 г. |
|